О том, как пишется сценарий для документального фильма; о том, как найти общий язык с жителями отдельной вселенной—деревней, населенной всего семью семьями; о том, что такое журналистика о науке и с чем её едят. Обо всем этом детям «Журналины» в процессе презентации документального фильма «Пещерный град» рассказал режиссер фильма, замдиректора по информационной политике медиахолдинга «Гранада Пресс» Андрей Трушников и специалист в области этнографии, так необходимый на многонациональном Южном Урале, научный сотрудник заповедника «Аркаим» Анна Закирова.
Документальные фильмы зачастую ассоциируются у неискушенных зрителей со строгим, научным и очень «сухим» кинематографом. Именно для того, чтобы этот стереотип разрушился, детям «Журналины» было суждено увидеть документальный фильм «Пещерный град», снятый командой медиахолдинга «Гранада Пресс». Этот фильм вышел в полный доступ позже (конечно, сейчас этот фильм уже можно посмотреть на различных интернет-площадках), но 12 ноября мы чувствовали себя первооткрывателями, приступая к просмотру.
Сюжет документального фильма построен на взаимодействии двух писателей, разделенных между собой целым столетием: на Михаиле Круковском, путешествовавшем по Южному Уралу в начале ХХ века и Максиме Бодягине, современном русском авторе, повторяющем маршрут Круковского. Такая сюжетная линия делает фильм в каком-то плане личным: ведь самые первые кадры снимаются от лица Максима, а его ощущение себя в этой пещере, словно крохотной песчинки в целой Вселенной, становится важной смысловой частью фильма.
Документальный фильм рассказывает об истории памятников и жизни людей на территории Сергиевского пещерного града, окутанного дымкой таинственных легенд. Эти места хранят в себе память о жрецах и скитниках, о язычниках и старообрядцах, живших здесь.
На мой взгляд, именно люди являются главными героями фильма. Через призму человеческого восприятия, через тонкую взаимосвязь между человеком и природой зрителю рассказывается больше о природе родного края. Через художественную форму проявляется научное содержание фильма.
А после просмотра главных эпизодов фильма юные журналисты получили возможность обсудить его с режиссером фильма Андреем Трушниковым и с научной сотрудницей заповедника «Аркаим» Анной Закировой.
Подытожив, хочется ещё раз сказать: на мой взгляд, такие фильмы действительно очень важно смотреть. Потому что они дают понять: существует интересная документальная журналистика. А наука — не всегда сухие и скучные исследования. Ведь она тоже может быть художественная, эссеистичная, живописная... А главное—живая и человечная.
